Yamaha FZX 750 «Младший брат»
Появление серии мотоциклов Yamaha FZX 750 проходило в условиях жесткой конкурентной борьбы с представителями других японских производителей мотоциклов для города. Рожденный под сенью славы легендарного V-Мax (VMX1200), того самого которым управлял герой Мэла Гибсона в фильме Mad Max, и считающийся его младшим братом, FZX 750 обладал своей особенной индивидуальностью и достоинствами, позволившими модели на протяжении 12 лет оставаться актуальной и модифицироваться. Да и сейчас стилистика, характер и особенности мотоцикла Yamaha FZX 750 делают его чрезвычайно популярным байком. На что похож Yamaha FZX 750 ? Вот тут то при ответе на этот вопрос мы и сталкиваемся вновь с японским неординарным подходом и поиском чего-то нового, путем смешения различных стилей. Внешность Yamaha FZX 750 очень стильная, городской Naked Bike он одновременно напоминает и мини Сhopper и Сruiser. А мощный двигатель, удлиненная база, более крупное заднее колесо и увесистость делают его первоклассным дрегстером с отличным стартом и рывком с места. Тягаться с ним в скоростном старте, ой как не просто даже «литровым» спортбайкам. Неординарность характера FZX 750 и заложенные в него свойства в результате дали впечатляюще неожиданный результат. Но этот результат, сделавший FZX 750 культовым мотоциклом, с другой стороны, не позволил развиваться модели более динамично и выйти на новый качественный и современный уровень. Yamaha FZX 750 стал заложником своей нестандартности и бешеной популярности, позволившей модели навсегда войти в историю, но не получить достойного развития заложенных идей и потенциала.
Родословная
Корни Yamaha FZX 750, как мы уже упоминали, уходят к «старшему брату» Yamaha V-Мax 1984 года. Конечно, FZX 750 сильно отличается от своего родственника, прежде всего габаритами и гораздо меньшей мощностью двигателя. В двигателе и внешних габаритах и кроется принципиальное отличие этих двух байков. У Yamaha FZX 750 двигатель меньшего объема 750см3 и не V-образный, а рядный, четырех цилиндровый и двадцати клапанный с наклоном вперед под углом 45°, так сказать, с инновационной технологией «5-Valve Genesis». Это сердце для FZX 750 было позаимствовано у спорт байка FZ 750, развивавшего мощность до 100 л/с при оборотах чуть более 10000 в минуту. Этот ретивый мотор пришлось слегка укротить, дефорсировав его мощность, уронив до 87л/с при 9000 об/мин, а на экспортных вариантах для рынка США и того меньше, порядка 77 л/с, дабы избежать лишних экспортных пошлин. Таким образом, влияние Yamaha V-Мax просматривается во внешнем сходстве и дизайне, тогда, как внутреннее наполнение роднит FZX 750 со спортивным мотоциклом FZ750. Шестиступенчатая КПП высокотехнологичная пятиклапанная схема газораспределения на цилиндр, с тремя выпускными и двумя впускными клапанами обеспечивала прекрасное наполнение цилиндров горючей смесью на любых оборотах. Это дало возможность FZX 750 к сверх быстрому стартовому разгону, скорость 100 Км/ч аппарат набирал за 4 с. Для 1986 года такие показатели можно считать революционными, к тому же «младший брат» был в 3-4 раза экономичнее «Большого Макса». Завершая тему родословной, стоит отметить следующий факт, к сожалению, FZX 750 при всех своих достоинствах и инновационных технологиях так и не смог породить или оставить достойных потомков. Неблизкая по духу серия FAZER FZS, и не новый спортбайк YAMAHA YZF1000 со своими 400-600 кубовыми двигателями так и не превзошли революционного и харизматичного предшественника.
Неистовый дрегстер
Несмотря на претенциозную внешность, Yamaha FZX 750 нельзя в полной мере считать монофункциональным байком. Yamaha FZX 750 – это король улицы, его динамичность и мощь способна очаровать любого стрит-рейсера. Отличная динамика разгона и повышенная устойчивость со смещенным центром тяжести к нижнее- передней части байка очень помогают в прямолинейном скоростном движении мотоцикла. Такая устойчивость FZX 750 даже идет в разрез с управляемостью байка, затрудняя маневрирование при скорости свыше 120 км/ч. Классическая и удобная прямая посадка рассчитана на людей не выше 180см, что также следует учитывать, выбирая для себя Yamaha FZX 750. Масса мотоцикла различных модификаций не превышает 220 кг, что делает этот байк весьма тяжелым в своем классе мотоциклов. Возвращаясь к двигателю, стоит отметить, что система его охлаждения жидкостная с газораспределением DOHC от всё того же FZ750 85-го года, карбюраторы BDS34. Размер колес 2.50-16/3.00-15, передняя вилка гидропневматическая с диаметром направляющих 39 мм делает управление предсказуемым, хотя и не очень удобным, так при поворотах наблюдается тяга и крен руля в сторону поворота, для совершения резких маневров на небольшой скорости необходимо достаточно сильное физическое усилие. Бак емкостью 13 литров при среднем расходе на 100 км. порядка 3-4 литров оставляет желать более вместительных размеров. Проанализировав эти технические параметры, становится ясно, что FZX 750 для длительных путешествий по загородным автомагистралям, не самый лучший вариант. К тому же отсутствие ветрозащиты не самая подходящая подвеска для преодоления дорожных выбоин и колдобин. Задиристые, спортивные черты байка, определяют границы его эксплуатации в пределах городской и пригородной зоны. Быстрый и динамичный FZX 750 способен задать жару своим более крупным и сильным собратьям, даже старший брат V-Мax и многие спортбайки заметно проиграют ему на старте со светофора. Что касается дизайна, то и в этом компоненте FZX 750 получился интересным - квадратная фара, слегка удлиненная база мотоцикла, оригинальный вынос передней вилки немного вперед, наличие множества хромированных деталей и общая геометрия линий байка внешне роднит его со знаменитым «Харлеем». Набирая с легкостью скорость до 100 км/ч FZX 750, способен разгонятся на прямой до 220 км/ч, наиболее комфортная скорость в управление байком не превышает 120-140 км/ч, что для городских условий более, чем предостаточно. Поездка с драйвом и адреналином на эмоциональном и стильном аппарате Yamaha FZX 750 оставит незабываемые впечатлением и драйв.
And still…
И ещё, обсуждая Yamaha FZX 750, нельзя не упомянуть и о том факте, что на протяжении всей своей эволюции, мотоциклы этой серии претерпели, пожалуй, наименьшее число решительных преобразований и модернизаций. Такое постоянство, с одной стороны, говорит об очень продуманной и удачной конструкции FZX 750, но, с другой, как бы намекают нам о тупиковости этой модели. Начав свое развитие в далеком 1985 году, FZX 750 выпускался в Японии вплоть до 1998 года. А наибольшие изменения в серию внесли в 1990 году. Конечно же, следует отметить, что изменение цветового дизайна модели происходили довольно - таки часто. Стоит хотя бы вспомнить культовую модель мотоцикл 1986 года с квадратной фарой, ставшей узнаваемой фишкой FZX 750, а сам байк был выполненный в подчеркнуто агрессивной черной гамме цветов, на фоне которых эффектно смотрелись хромированные выхлопные трубы и другие детали FZX 750. Наибольшим изменениям на протяжении истории развития байка подвергалась мощность двигателя. Именно мощность, а не сам базовый движок от FZ, который предусматривал достаточный широкий спектр настроек, в области мощностных показателей в пределах 110 л/с. Следовательно, диапазон по мощности в моделях за 12 лет её истории составил разброс от 77 л/с до 98 л/с. Известны модели мощностью 77, 87, 94 и 98 л/с. Наиболее важным техническим новшеством 1990 года было то, что FZX 750 стал доступен с 5-ти ступенчатой коробкой. По мнению многих байкеров, в мире «5-ти ступка» гораздо удобней на этом мотоцикле, именно в силу его спринтерских качеств. Также велась постоянная работа по изменению фаз газораспределения и соответствующих настроек двигателя. Последнее преобразование FZX 750 состоялось буквально накануне 1998 года. На этот раз мотоцикл поразил своих поклонников изысканно дорогим оформлением в жемчужные цвета.
Эпилог
Yamaha FZX 750 оказал сильное влияние на мотоциклетную моду 80-90-х годов. Ему подрожали и завидовали, копировали и критиковали, с ним боролись конкуренты, но ни кто не был к FZX 750 равнодушным. Появившись в тени своего знаменитого предшественника VMX1200 и, став его «младшим братом», Yamaha FZX 750 по праву занял свое место под солнцем, завоевав репутацию неистового городского дрегстера. Революционный и так до конца не реализовавшийся при своей жизни, FZX 750 до сих пор пользуется огромным спросом и уважением в кругу настоящих байкеров.